КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ. ПРАВИЛА.

 

карточная терминология.

 

БВГДЗИКЛМНОПРСТУФХЧШ

 

Баба- выражение, употребляемое в игре семерик. Баба, означает одномастный терц от тройки: тройки, двойка и туз.

Банк- совокупность денег или фишек, поставлен­ных на кон. Банк состоит из вкладов действующих игроков.

Банкомет- игрок, держащий банк в азартных играх.

Бланка одна карта какой-то масти на руках. То же, что и сингльтон.

Болван- в играх с обусловленным количеством уча­стников (винт, преферанс, вист и др.)* когда их не хва­тает, прибегают к услугам болвана, т. е. воображаемо­му лицу сдаются карты, которыми распоряжаются реаль­ные игроки по установленным правилам.

Бубны- третья по порядку масть колоды. Она стар­ше пиковой, трефовой и младше червонной.

Валет- четвертая по старшинству карта в масти. Валет перекрывает все карты, кроме туза, короля и да­мы. В винте и, висте считается онером.

Верная взятка- взятка, которая никем не может быть перебита.

Взятка- карты игроков, покрытые старшей картой или козырем, противника.

Вист- карточная игра.

2) Выражение, объявляю­щее о желании играть. «Вистую» означает «играю».

3) Вистующие- противники партнеров.

Воронка- группа карт, идущих подряд от двойки, например: двойка, тройка, четверка и т. д. Воронки не могут насчитывать меньше трех карт.

Восемь и восемнадцать- пикетный термин. Восемь одномастных карт, идущих подряд, оцениваются в 18 оч­ков, а в общей сложности стоят 26 очков (8+18 = 26).

Восьмерка- седьмая по старшинству карта в мас­ти. Восьмерка перекрывает двойку, тройку, четверку, пя­терку, шестерку и семерку.

В руке быть- иметь ход первому.

Вскрышка- вистовое выражение. Карта, открытая сдатчиком для определения козыря.

Выбор мест- из разложенной на столе колоды карт каждый игрок берет одну карту. Имеющий младшую карту выбирает место. При двух равных картах старшин­ство определяется по мастям.

Выходящий- иг­рок, не принимающий участия в одном из робберов.

Группа- несколько карт одной масти, идущих последовательно.

2) В игре семерик означает необходи­мые три партии, которые должны быть сыграны игрока­ми без перерыва.

Дама- третья по старшинству карта в масти. Дама перекрывает все карты, кроме туза и короля. В винте и Висте считается онером.

Двойка- самая младшая карта в масти.

Двойной козырной марьяж- король и дама козырные, имеющие значение в безике.

Двойной простой марьяж- король и дама одной мас­ти, имеющие значение в безике.

Девятка- шестая по старшинству карта в масти. Перекрывает двойку, тройку, четверку, пятерку, шестерку, семерку и восьмерку, остальные карты перекрыва­ют ее.                                                     

Десятка- пятая по старшинству карта в масти. Де­сятка перекрывает все карты, кроме туза, короля, дамы и валета. В винте и висте считается онером.

Длинная масть в висте наличие у игрока более четырех карт одной масти.

За рукой быть занимать место за ходящим или перед ходящим.                                       

Заручка- право ближайшего выхода после получения взятки.

Запись- счет, ведущийся игроками во время игры. Идти в гору- в игре горка означает   увеличивать ставку.

Импасс — см. резка.

И явит- вистовое выражение, игрок ходит с малень­кой карты своей сильной масти для того, чтобы пригла­сить партнера положить самую старшую и получив взят­ку, отвечать в ту же масть.

Иифузорка- условная карта в игре безик.

 

 В начало

Капот- термин, употребляемый в пикете. Это озна­чает взять все двенадцать взяток, не давая противнику ни одной. Существует два капота: объявленный и слу­чайный. Первый ценится вдвое дороже последнего.

Карт-бланш- в пикете означает не иметь ни од­ной фигуры на руках до сноса, что представляет особую ценность, или когда все карты оказываются в счету, т. е. когда у игрока нет ни одной карты на руках, которая не была бы им считана.

Кварт- четыре одномастные карты, идущие подряд. Есть пять разных квартов: кварт-мажор- туз, король, дама, валет; кварт от короля- король, дама, валет, де­сятка; кварт от дамы- дама, валет, десятка, девятка; кварт от валета- валет, десятка, девятка, восьмерка; кварт от десятки- десятка, девятка, восьмерка, се­мерка.

Квинт-то же, что пять и пятнадцать. Квинт- это пять одномастных карт, идущих подряд. Есть четыре квинта: квинт-мажор- туз, король, дама, валет, десят­ка; квинт от короля- король, дама, валет, десятка, де­вятка; квинт от дамы- дама, валет, десятка, девятка, восьмерка; квинт от валета-  валет, десятка, девятка, восьмерка и семерка.

Козырь- старшая масть в колоде. Та масть, в кото­рой назначена игра, называется козырною; игра же без означения мастей- бескозырною.

Козырять- ходить с козыря.

Колода- комплект игральных карт, которые делят­ся на четыре масти: пики, трефы, бубны, червы. Боль­шая, или полная, колода состоит из 52 карт и заключа­ет в себе: двойку тройку, четверку, пятерку, шестерку, семерку, восьмерку, девятку, десятку, валета, даму, ко­роля и туза. Средняя колода состоит из 36 карт, в ней нет двоек, троек, четверок и пятерок. Малая колода состоит из 32 карт и не имеет двоек, троек, четверок, пя­терок и шестерок.

Кон- середина стола, на которую играющие кладут ставки.

Коксоляция- преферансовый термин. Штраф, соот­ветствующий количеству взяток, не добранных играю­щим, который записывают за ним вистующий и сда­ющий.

Король- вторая карта по старшинству. Король пе­рекрывает все карты, кроме туза. В винте и висте счи­тается онером.

Королик- часть игры в пикет.

Коронка- группа карт, идущая подряд в какой-либо масти от туза, числом не меньше трех, т. е. туз, король и дама. Коронки могут быть из пяти, шести и более карт: туз, король, дама, валет и т. д.

Крест- винтовое выражение. Крестом называется распасовочный знак X.

Курочка- вид ремизов в преферансе.

Леве- выражение, употребляемое в винте, Висте и других играх. Каждая взятка, сделанная сверх законных шести, называется леве.

Леза- в пикете означает получить больше шести взяток.

Лове- вистовое выражение, означающее ничего, т. е. ничего нет на руках.

Ложная карта- пустая карта, сброшенная на масть, которой нет на руках.

Мажор- пикетный и безиковый термин. Существуют терц-мажор, кварт-мажор, квинт-мажор, секст-Мажор. Это означает, что карты одной масти идут подряд от ту­за. Туз, король и дама- терц-мажор; туз, король, дама и валет- кварт-мажор; туз, король, дама, валет и десятка- квинт-мажор; туз, король, дама, валет, десятка и девятка- секст-мажор.

Марьяж- выражение, употребляемое в карточных играх шесть­десят шесть, тысяча и безик. Марьяж- это король и дама одной масти.

Масть- колода делится на четыре масти: пики, тре­фы, бубны и червы. Каждая масть заключает в себе из­вестное количество карт, т. е. в большой колоде она име­ет 13 карт, в средней- 9, в малой- 8. Пики и трефы черные, бубны и червы- красные.

Мизер- в преферансе игра без взяток по назначению.

Молчанка- Игрок, не в очередь сделавший назначе­ние (в винте) или взявший себе большее количество карт (в пикете), лишается права на переговоры.

Навет- означает бить козырем с обеих сторон, что иногда называется также перекрёстным огнем.

Назначение- объявление в винте своей масти, вер­ных взяток в проходной и тузов.

Настольная карта- любая карта, открытая кем-ли­бо из партнеров, кроме сдающего, во время сдачи, после сдачи или во время разыгрывания. Это правило сущест­вует только для винта и виста.

Окончание- В винте и висте сторона, оканчивающая первую партию или роббер, приписывает к своему счету условленную цифру «за окончание». Поэтому окончание имеет большое значение в этих играх.

Онеры- пять старших карт в козырной масти: туз, король, дама, валет и десятка. Они имеют значение в не­многих играх: в винте и в висте.

Открытая карта — см. Настольная карта.

Очки- стоимость карт: двойка- 2 очка, тройка- 3 очка и т. д. до фигур, которые ценятся по-разному. В некоторых играх фигуры считаются так: валет- 11 очков, дама — 12, король- 13, туз- 14; в других: ва­лет- 10 очков, дама- 10, король- 10; в третьих: ва­лет- 2 очка, дама- 3, король- 4, туз-  5; в четвер­тых: валет, дама и король- по 10 очков, а туз- 1 очко.

 

В начало.

Пароль- передача другому игроку права сделать надбавку к ставке.

Партия- в винте и висте означает половину роббера.

Партнеры- в винте играющие той стороны, которая сделала назначение.

Пас- в винте отказ от назначения масти в свою очередь, во всех остальных играх- отказ от игры.

Переговоры- винтовое выражение. Назначение, по­казывание и поддержка в мастях по очереди играющими.

Пересдача- сдавание карт второй или третий раз из-за некоторого несоблюдения правил или по каким-ли­бо недоразумениям.

Перетемнить- выражение, употребляемое в горке. Означает идти втемную после предыдущих игроков, ко­торые шли тоже втемную.

Пик- пикетный термин. Если первый игрок, сосчи­тав свои карты и с помощью взяток дойдет до 30 или больше очков, а у противника еще ничего не сосчитано, то ему добавляются 30 очков и его счет продолжается с цифры 60,

Пики- самая младшая масть в колоде.

По банку! — выражение, употребляемое в азартных играх и означающее, что понтер идет на всю сумму, находящуюся в банке.

Поддержка- винтовое выражение. Из двух перего­варивающихся партнеров один объявляет самостоятель­ную игру, другой же, сообразно с имеющимися у него верными взятками, возвышает назначенную товарищем игру, т. е. поддерживает его.

Подрезать- означает снять колоду карт посредством одной карты, взятой из другой колоды,

Подигрывание- винтовое выражение. Ход в масть игрока, сидящего слева, причем он эту масть или объяв­лял, или пошел в нее и как в том, так и в другом случае не встретил поддержки у партнера.

Понтер- играющий в азартные игры против банко­мета,

Последняя взятка- Игрок, взявший последнюю взят­ку, прибавляет к своей записи лишнее очко, а потому она имеет важное значение.

Приглашение- преферансовый термин. Вистующий игрок приглашает пасовавшего партнера к игре, прини­мая все последствия исключительно на самого себя. Приглашение может быть открытое, т. е, партнер должен открыть карты, или игрок просит партнера идти втемную, т. е. играть самостоятельно.

Прикуп- карты, которые получают в добавление к сданным.

Проходная масть- винтовое выражение. Проходной мастью называется та, которую игрок показывает своему партнеру, но играть в ней не может, поскольку имеет на руках незначительное количество таких карт.

Птица- винтовое выражение. Птицей называется распасовочный знак X.

Пулька- партия преферанса.

Пятерка- десятка по порядку карта в масти. Перекрывает только двойку, тройку и четверку.

Пять и пятнадцать- пикетный термин. Пять однома­стных карт, идущих подряд, оцениваются в 15 очков, а в общей сложности стоят 20 очков (5 + 15 = 20).

Равные карты- термин, употребляемый в пикете и означающий, что у игроков имеется равное количество взяток, т. е. по шести.

Распасовка:

1) Особый вид игры в поддавки в пре­ферансе.

2) В винте: когда все четверо играющих сказали пас, то карты бросаются на стол, и ставится знак X, называю­щийся крестом или птицей.

Резка (или резать)- те случаи розыгрыша партии, когда игрок кладет не высшую карту масти, в которую пошел один из игроков, а среднюю из имеющихся у него на руках.

Ремиз- недобор установленного числа взяток, а так же штраф за такой недобор.

Ренонс:

1) Недостаток определенной масти. Напри­мер: игрок не имеет совсем какой-либо масти на руках.

2) Ситуация, когда по ошибке вместо одной масти сно­сят другую.

Репик- пикетный термин. Если игрок сосчитал на руках по 30 или больше очков, а противник не считал еще ничего, то ему добавляются 60 очков и его счет про­должается с цифры 90.

Рефет- термин, употребляемый в пикете. Рефет оз­начает розыгрыш и обозначается игроками нулем: когда после королика у игроков окажутся одинаковые цифры, то следующие два королика они играют при двойном счете.

Роббер- в винте и висте- полная игра. Роббер состоит из двух половин, называющихся партиями.

Ромбус- опрокидывание при съемке крапом вниз той части карт, которая снята.

 

В начало 

Самостоятельное назначение- выражение, употреб­ляемое в винте и означающее, что игрок один, без помощи партнёра назначает игру.

Сам-друг — две карты одной какой-либо масти. Сам-третей — три карты одной какой-либо масти.

Сам-четверт — четыре карты одной какой-либо масти.  Сам-пят — пять карт одной какой-либо масти и т. д.

Сдатчик — игрок, который сдает карты,

Сдача карт — Сдаются карты по очереди, первым сдает игрок, вынувший младшую карту.

Секанс — последовательные карты одной масти.

Семерка — восьмая по старшинству карта в масти. Перекрывает двойку, тройку, четверку, пятерку и шес­терку. В малой колоде эта карта самая младшая.

Семь и Семнадцать — пикетный термин. Семь одно­мастных карт, идущих подряд, оцениваются в 17 очко 8, а в общей сложности стоят 24 очка (7 + 17 = 24).

Сингяьтон — то же, что и бланка.

Случайная взятка — взятка, на которую при назначении игр не рассчитывают, однако во время розыгрыша она становится возможной,

Сносить — сбрасывать с рук карты.

Сомнительная взятка — взятка, которая может быть сделана в зависимости от расклада карт и от ходов при разыгрывании.

Ставка — взнос известной суммы на кон или на карту.

Стучу — в стуколке — сигнал о желании играть.

Счетная взятка — В игре тетка    счетной называется взятка, которая совпадает своей порядковой цифрой со счетным значением открытой карты (фотографии). На­пример, фотография — пятерка. Значит, пятая взятка бу­дет счетная и т. д.

Сюркуп.— Сделать сюркуп — означает перебить ка­кую-нибудь карту.

Табелька — особый счет в преферансе.

Талия — 1) То же, что и прикуп. 2) Две колоды карт для игры.

Тасовка карт — Каждый игрок может тасовать кар­ты только один раз; право последней тасовки принадле­жит сдающему.

Темная — объявить желание играть, не посмотрев своих карт.

Тенас — иметь первую и третью из старших карт или быть по порядку последним в игре.

Терц — пикетный термин. Терц — это три одномаст­ные карты, идущие подряд, например: туз, король, дама; король, дама, валет; дама, валет, десятка и т. д.

Торг — преферансовое выражение. Торг игроков за прикуп, который остается за тем, кто назначит наивыс­шую игру.

Трен — термин, употребляемый в игре семерик. Трен — наличие при бабе (т. е. при одномастных тройке, двойке и тузе) семи карт этой же масти, идущих после­довательно, без перерыва.

Трефы — вторая по порядку масть колоды. Она стар­ше пиковой и младше бубновой и червовой.

Три, трикон — три разномастные карты одинакового достоинства: три туза, три двойки и т. д.

Три семерки — карты, имеющие особое значение в игре семерик.

Тройка — двенадцатая по порядку карта в масти, пе­рекрывает только двойку.

Трынка.— В игре горка трынкой называются три кар­ты одного значения: три туза, три короля и т. п. Трынка может состоять и из двух одинаковых карт, но тогда при них должна быть фалька.

Туз — самая старшая карта каждой масти. Имеет преимущество перед всеми остальными. В винте и висте считается онером.

Тур — круговая очередь переговоров.

Уверт — в преферансе — игра без взяток по назначе­нию с открытыми картами.

Угол — в банковых играх означает утроенную ставку.

Укрывать картой — покрыть или побить ею другую карту.

Фалька — в игре горка так называется карта, кото­рой придано особое значение.

Фигура — пять старших карт каждой масти, т. е. туз, король, дама, валет и десятка; в винте и в висте они счи­таются онерами.

Финесс — тонкость игры, которая заключается в том, чтобы умелым розыгрышем своих карт добиться выгоды.

Фишка — игральная марка, стоимость которой опре­деляется игроками.

Форсировать — вистовое     выражение,     означающее угадать, какой масти нет у противников, и ходить с нее, чтобы вызвать козыря.

Фоска — маленькая, незначительная карта. Фоски — несколько незначительных карт в некозырной масти.

Фотография — в висте и тетке — карта, тождествен­ная с открытым козырем.

Фредон — четыре разномастные карты одного досто­инства: четыре туза, четыре двойки и т. д.

Хлюст— 1) Три карты одной масти.2) В игре горка хлюстом называют четыре карты одной масти; хлюст впрочем, может состоять из трех карт, но тогда одной из них должна быть фалька.

Червы — самая старшая масть колоды.

Чердак — в игре мушка чердаком называется место, с предназначенное для ремизов.

Четверик.— В игре горка четвериком называются четыре карты одного значения, например: четыре туза, че­тыре короля и т. п. Четверик может состоять и из трех одинаковых карт, но тогда при них должна быть фалька.

Четверка — одиннадцатая по порядку карта в масти. Имеет преимущество только над двойкой и тройкой.

Четырнадцать — пикетный термин. Четыре фигурные равные карты разных мастей оцениваются в 14 очков. Могут быть четырнадцать тузов, четырнадцать королей, четырнадцать дам, четырнадцать валетов и четырнад­цать десяток.

Шестерка — девятая по старшинству карта в масти. Перекрывает только двойку, тройку, четверку и пятерку. В средней колоде эта карта самая младшая.

Шесть и шестнадцать — пикетный термин. Шесть од­номастных карт, идущих подряд, оцениваются в 16 очков, а в общей сложности стоят 22 очка (6 + 16 = 22).

Шлейф — термин, употребляемый в стуколке. Шлей­фом называется козырь, который не раскрывается, смотрится одним только сдатчиком, берущим его себе и, вследствие этого не имеющим права пасовать.

Шлем — термин, употребляемый в висте и винте. Вы­игрыш одной из сторон всех тринадцати взяток называ­ется большой шлем, а выигрыш двенадцати взяток — малый шлем.

Штраф — то же, что и ремиз. В винте чаще употреб­ляется термин «штраф».

 

В начало

 

ПРЕФЕРАНС|НАПОЛЕОН|РАМС|СТУКОЛКА|СЕМЕРИК|БЕЗИК|ТЕТКА|ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ|ГОРКА|МАКАО|БАККАРА|ТРИНАДЦАТЬ|ДВАДЦАТЬ ОДНО|ВИКТОРИЯ|ДЕВЯТЫЙ ВАЛЛ|ЛАНДСКНЕХТ|МУШКА|КОНЧИНКА|ЭКАРТЕ|ПОЛЬСКИЙ БАНЧЕК